Укол для Эйхмана

Похищение Адольфа Эйхмана агентами израильских спецслужб давно стало достоянием истории. Но о том, какую роль в этой операции сыграла уникальная методика анестезии, стало известно совсем недавно. И хотя многие подробности той операции уже не держатся в секрете, тайна укола для Эйхмана продолжает оставаться загадкой..

Дело было в 1960 году в Тель-Авиве. Ранним мартовским утром Йона и Беатрис Элиан разбудили своих восьмилетних близнецов Дана и Мири. «Попрощайтесь с отцом, сказала Беатрис. Он на несколько дней уезжает в Эйлат». Дети так и не поняли, чего от них хотят родители. Они только запомнили, как папа сказал: «До свидания», и отправились обратно в постель. Три недели спустя отец вернулся с подарками: дочери Йона привез красивую куклу, а сыну игрушечный пистолет с рукоятью из слоновой кости. «Помню, я тогда сказал матери: какие удивительные вещи продаются в Эйлате!» рассказывал потом Дан Элиан.

Полвека прошло с тех пор, как Адольфа Эйхмана похитили в Аргентине и доставили на суд в Израиль. В 1960 году доктор Элиан работал анестезиологом в больнице «Шиба» в Тель ха-Шомере, и именно Йона отвечал за состояние здоровья нациста с момента его захвата в Буэнос-Айресе и до приземления самолета с ним на территории нашей страны. Но об этой роли своего отца Мири и Дан узнали совсем недавно.

То была важная роль для человека, который никогда не работал на спецслужбы, но без которого спецслужбы обойтись не могли. Элиан принимал самое активное участие в операции. Он сидел в автомобиле вместе с двумя агентами, которые опознали Адольфа Эйхмана, схватили, связали и доставили на тайную квартиру. На Йону же возлагалась обязанность убедиться в том, что преступник не прячет между зубами ампулу с цианидом и что нацист достаточно здоров, чтобы предстать перед судом. Впрочем, главная задача врача состояла в том, чтобы быстро сделать сложную анестезию: только так Эйхман мог оставаться в сознании и ходить, но не мог ни сбежать, ни позвать на помощь.

О том, что именно вколол доктор Элиан Эйхману и в какой дозе, его коллеги-анестезиологи спорят давно. Но этого, похоже, не знает никто профессиональная тайна тайной и осталась. Зато сегодня известно, что в беспрецедентной операции по обнаружению и доставке в Израиль Адольфа Эйхмана участвовали шесть сотрудников Мосада и ШАБАКа. Командовал дерзкой вылазкой глава оперативного отдела Службы общей безопасности Рафи Эйтан, под началом которого были его заместитель Авраам Шалом, оперативник Яаков Гат, криминалист Цви Аарони, опознавший нациста, богатырь Цви Мальхин, первым набросившийся на Эйхмана, и Моше Тавор, помогавший скрутить палача. Детали произошедшего стали известны только в 1975-м, когда тогдашний глава Мосада Исер Харэль опубликовал книгу «Дом на улице Гарибальди», где изложил свою версию событий. Харэль заменил настоящие имена смельчаков, включая имя анестезиолога, вымышленными. В переиздании 1990 года фамилии были уже настоящими все, кроме фамилии доктора Элиана.

Впервые его имя попало на страницы газет в апреле 2007 года, накануне празднования 59-й годовщины независимости Израиля и в трудный для страны период, когда многочисленные комиссии пытались разобраться в неудачах Второй ливанской войны. Перед праздником военнослужащих, отличившихся в тяжелых боях, наградили медалями. Получил награду и военврач Йегуда Давид. В интервью доктор Давид, специалист по хирургии кисти руки, обмолвился, что когда-то проходил ординатуру в качестве анестезиолога и интересовался особыми методами, которые использовал «доктор Элиан, участвовавший в похищении Адольфа Эйхмана». «Меня потрясло то, что можно «усыпить» пациента и одновременно оставить его в сознании», рассказал Давид в интервью. Эти слова всколыхнули интерес к давней истории и пробудили среди медиков очередной спор о том, как удалось Элиану осуществить столь сложную задачу.

Оставить комментарий